А.Мещекский (meshekskyi) wrote in ru_auto,
А.Мещекский
meshekskyi
ru_auto

1000 рублей за пешехода

которого вы не пропустили на переходе. Кажется, такую цифру намерены утвердить в качестве штрафа – вместо действующей сейчас сотни. Понятно дело, за сто рублей гордый гаишник и не почешется, а вот за тысячу – вполне. Даже если он, как обычно, половину расходов возьмет на себя. Из сострадания.

 

Но вовсе не потому, что я ненавижу пешеходов и обожаю пугать их сигналами и рыком холостого хода. Дело в другом. Лет эдак восемь назад, мотаясь по командировкам в Казахстан, я на улицах Астаны и Алматы нередко попадал в глуповатое положение, привычно останавливаясь в виду движущегося автомобиля. Водитель останавливался тоже, и мы некоторое время кнокали друг на друга, пока я не соображал, что мне попросту уступают дорогу. Это было приятно, и минус заключался единственно в том, что к хорошему привыкалось быстро: по возвращении в Москву отвыкать приходилось с опасностью для жизни, шарахаясь с перехода на спасительный тротуар и получая свою порцию клаксонного мата от пролетающих мимо тачек.

Я, конечно, поинтересовался у одного казахского левака – как они дошли до жизни такой, почти европейской? Или мы все вышли не из одной телогрейки?

- Ну, мы же цивилизованные люди, - ответствовал он с гордостью, правда, несколько унылой, что навело меня на подозрения. Слово за слово – выяснилось, что приобщению казахстанских водил к цивилизации немало способствовали солидные штрафы.

На сегодняшний день среди моих знакомых нет никого, кого в России хотя бы остановили за такую мелочь, подавно не было их и в те времена. Пешеход у нас тогда почитался вообще бесправным существом, совершенно справедливо презираемым и недолюбливаемым за суетливость и бестолковость, и притормаживать из-за этих уродов не то что было не принято, а просто в голову не приходило.

Что делать в такой ситуации человеку, почитающему себя цивилизованным, было абсолютно понятно: цивилизованному человеку следовало двигаться в общем автомобильном потоке, сокрушаясь тому, что вокруг все – такое быдло.

Вот тогда я и подумал: какого черта? Мало ли кто что делает и как себя ведет – а давай-ка я буду делать то, что считаю нужным. Для разнообразия. И стал останавливаться на переходах.

Поначалу это было непросто. Мало того, что непривычные к такому положению вещей прямоходящие не понимали, пугались, подозревали какую-нибудь подлость (вот они сейчас ступят на проезжую, тут-то я и ринусь на них), так еще и сам маневр был сопряжен не только с неприятностями в виде звукового возмущения разгневанных коллег по рулю, но и с риском получить в зад или, что хуже, подставить доверившуюся мне старушку под бампер летящего по левой полосе приверженца российских дорожных традиций.

Приходилось соблюдать сугубую осторожность – притормаживать заблаговременно, а иногда, когда совсем уж одолевала мизантропия, якобы ненароком останавливаться так, чтобы перекрыть проезд справа-слева. И ждать так с невинным видом под рев гудков.

Потом я заметил, что таких балбесов, как я, становится все больше, и даже основательно больше. Не скажу за всю Москву, измученную пробками, раздраженную и злую, но в нашем уютном подмосковном Троицке, где жизнь спокойна и размеренна, непропущенный пешеход – скорее исключение, чем правило.

Некоторое время назад, продираясь сквозь столицу с сыном, я вдруг сообразил, что и он тормозит на переходах, и полюбопытствовал – чего это так?

- А вот так вот, - ответил он. – У меня все-друзья-знакомые тоже пропускают. Мы решили, что так будет правильно.

- Но смысл-то какой? – изображал я провокатора. - Штрафовать за это не штрафуют. Вон, все едут себе спокойно.

- Зачем же быть как все? Надо же себя уважать.

Вот, собственно, и объяснение, почему я огорчен новым штрафом. Да, наверное, с его помощью удастся заставить водителей чаще соблюдать нехитрое правило, и наши улицы станут чуточку спокойнее и добрее. Но ключевое слово тут – заставить, вот в чем дело-то. А мне вот особенно ценно, что мы уже чего-то добились – сами. Без директив сверху. Говоря высоким штилем, мы сами изменили себя, изменили нормы поведения, изменили жизнь – не из страха наказания, а единственно из самоуважения.

Теперь, наверно, все пойдет быстрее – но уже немного иначе. Прекратится стихийно начавшийся эксперимент по, если угодно, общественной самоорганизации, эксперимент, показавший, что мы чего-то можем, и что заразительны не только дурные примеры.

Да, кстати, о дурных примерах: дела-то еще остались. Теперь бы как-нибудь справиться с недоумками, объезжающим пробки по обочинам. Может, попробуем, а?
 

Subscribe

  • как тебе такое, Илон Маск !? :))

    Китайский стартап HT Aero(дочерняя компания производителя электромобилей Xpeng) привлёк более $500 млн на разработку летающего автомобиля.Основатель…

  • Кому крафтового бензину?

    Принесло тут прекрасное. В то время как АЗС в Великобритании сходят с ума, мы смотрим в свой хрустальный шар. У вас уникальное чувство стиля. У…

  • Вечерние метания Василия

    Обсуждаемая на заседании транспортная стратегия является доработанным документом, предыдущую версию стратегии Минтранс направлял в правительство еще…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • как тебе такое, Илон Маск !? :))

    Китайский стартап HT Aero(дочерняя компания производителя электромобилей Xpeng) привлёк более $500 млн на разработку летающего автомобиля.Основатель…

  • Кому крафтового бензину?

    Принесло тут прекрасное. В то время как АЗС в Великобритании сходят с ума, мы смотрим в свой хрустальный шар. У вас уникальное чувство стиля. У…

  • Вечерние метания Василия

    Обсуждаемая на заседании транспортная стратегия является доработанным документом, предыдущую версию стратегии Минтранс направлял в правительство еще…