Satan's Claws (satansclaws) wrote in ru_auto,
Satan's Claws
satansclaws
ru_auto

Умной пятницы псто

Когда компьютеры занимали пару комнат а двигатели, в массе своей, были карбюраторные, одним из узлов карбюратора был так называемый "экономайзер мощностных режимов".
Для тех, кто прогуливал автодело в школе - работает он примерно так:
- обороты высокие, дроссель открыт едва-едва - данууууунахуй, вот тебе топливная смесь в пропорции 1:20
- обороты низкие, дроссель открыт значительно - оооооок, вот тебе кошерные 1:1488.

Ебала эта была связана с тем, что на орган управления "педаль акселератора" было заведено 2 функции:
- физическое управление мощностью дрыгателя (Дроссель открыли - еба, валим, бля; дивяноста, пацаны! Дроссель закрыли - хуй вам, а не рык вэвоськи) - и как следствие, ускорением авто
- логическое управление скоростью движения (тапок в пол - значит хотим ехать быстро, педаль едва нажата - слоупок моде он, едем на собственные похороны).

Оно, конечно, понятно, что "так удобнее", но за такие решения мне всегда хочется убить постановщика задач, а заодно и разработчка, который не втолковал постановщику, что "так нельзя".
Но удобно, да - иначе бы пришлось сначала давить тапок, чтоб разогнаться, а потом осаживать себя и подбирать степень нажатия, чтоб ехать со стабильной скоростью. Это можно примерно познать в режиме "я король светофорных гонок, адово ссущий ГИБДД" - тапок в пол, как только на спидометре 40 отпускаем газ и пытаемся сходу поймать то положение, при котором не ускоряешься и не замедляешься. А теперь еще представьте, что ловить это положение надо вслед за любым изменением профиля дороги. Чуть заметная горочка - добавляй газ, а то рано или поздно заглохнешь. Чуть уклон - опаньки, куда это мы разогнались.
А с экономайзером все ок - нужное тебе положение подобрал и дальше можешь хоть говно-сопляной смесью зафиксировать педаль - ехать будешь весьма стабильно:
Чуть горочка -> тяги не хватает -> замедлились -> обороты упали -> экономайзер уменьшил обеднение смеси -> тяги хватает. 2-3 км/ч потеряли, но снова едем спокойно.
Чуть уклон -> разогнались -> экономайзер еще более жестоко обеднил смесь -> избыток тяги погашен -> снова едем спокойно.

С этим же, кстати, и связано желание АКПП уйти на максимально высокую передачу и аналогичные рекомендации дрочеру мешалки - обеднение смеси очень негативно сказывается на КПД.

Ладно, я отвлекся.
Итак, компьютеры становились все меньше и меньше и теперь влезали не только в кузов грузовика, но и даже в багажник легковушки. А значит стало можно прокинуть до багажника провода и воткнуть EFI (он же инжектор) не только в машины уровня КРАЗ, но и даже в эту вашу сикаражку фабию-ми-ми-ми.
Народ в этот момент возликовал - "Нахуй! Нахуй это ебалу. Мы все тупо учтем в топливных картах и ебись оно все конем!". Но с точки зрения управления автомобилем все осталось по старому: педаль физически управляет моментом, а подстраивать мощность под задачи вынуждены немного через жопу.

А потом мало того, что изобрели электро-дроссель - так упоротые инженера упоролись совсем наглухо и придумали вообще бездроссельные системы. И получилось, что педаль газа стала чисто логическим управляющим элементом: хочу разгоняться быстро/медленно + хочу ехать быстро/медленно.
Но логика осталась ровно та же - а чо менять, уже все привыкли.

Так вот, а теперь собственно о чем я хотел спросить.
Ежели у нас теперь от педали газа все отвязано, то как гасят избыток момента - уменьшением количества смеси (прикрытием дросселя) или по прежнему, методом обеднения смеси?
Если раньше было физически невозможно готовить меньше смеси при данном угле открытия дросселя - то сейчас-то ничего не мешает.
Только мне почему-то кажется, что таки обеднением смеси.
Ибо "здесь так заведено" или просто зажали бабла на полноценную разработку алгоритма работы электродросселя (т.е. решили - открываем тупо пропорционально степени нажатия на педаль, нехорошие ситуации не дающие нам Евро-N сглаживаем искуственно).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →